В выборе методов прогнозирования важным показателем является глубина упреждения прогноза. При этом необходимо не только
знать абсолютную величину этого показателя, но и отнести его к
длительности эволюционного цикла развития объекта прогнозиро-
вания. Для этого можно использовать предложенный В. Белоконем
безразмерный показатель глубины (дальности) прогнозирования (τ)
τ = Δt / t ,
где Δt – абсолютное время упреждения; − x t величина эволюцион-
ного цикла объекта прогнозирования.
Формализованные методы прогнозирования являются действен-
ными, если величина глубины упреждения укладывается в рамки
эволюционного цикла (τ << 1). При возникновении в рамках про-
гнозного периода «скачка» в развитии объекта прогнозирования
(τ ≈ 1) необходимо использовать интуитивные методы, как для оп-
ределения силы «скачка», так и для оценки времени его осуществле-
ния, либо теорию катастроф [59]. В этом случае формализованные
методы применяются для оценки эволюционных участков развития
до и после скачка. Если же в прогнозном периоде укладывается не-
сколько эволюционных циклов развития объекта прогнозирования
(τ >> 1), то при комплексировании систем прогнозирования боль-
шее значение имеют интуитивные методы.
В зависимости от общих принципов действия интуитивные ме-
тоды прогнозирования, например, можно разделить на две группы:
индивидуальные экспертные оценки и коллективные экспертные
оценки.
Методы коллективных экспертных оценок уже можно отнести к
комплексным системам прогнозирования (обычно неполным), по-
скольку в последних сочетаются методы индивидуальных эксперт-
ных оценок и статистические методы обработки этих оценок. Но так
как статистические методы применяются во вспомогательных про-
цедурах выработки прогнозной информации, на наш взгляд, коллек-
тивные экспертные оценки целесообразнее отнести к сингулярным
методам прогнозирования.
В группу индивидуальных экспертных оценок можно включить
(принцип классификации – способ получения прогнозной информа-
ции) следующие методы: метод «интервью», аналитические доклад-
ные записки, написание сценария. В группу коллективных экспертных оценок входят анкетирование, методы «комиссий», «мозговых
атак» (коллективной генерации идей).